Эффект Кулешова: история, суть и применение

Эффект Кулешова

Кинематограф, как и любые другие сферы, на момент зарождения еще не был таким массовым продуктом с высокими технологиями. Он развивался постепенно, открывая все новые свойства и элементы. Немые и беззвучные фильмы превратились в цветные и со звуковыми вставками, а теперь и вовсе широко применяются различные спецэффекты. Эффект Кулешова придал индустрии кино особую значимость, выделил как искусство, имеющее собственный язык высказывания.

Что такое эффект Кулешова?

На заре кинематографа монтажом готового фильма не занимались. Лев Кулешов провел эксперимент в 1929 году. Он установил, что при показе кадров в разном порядке у зрителя появляется отличающаяся реакция. Теоретик кино выяснил, что длина кадра, образы и символы, заложенные в снятый материал, а также движение камеры являются отдельными приемами. Каждый из них призван воздействовать на зрителя, вызывая у них при вариациях прямо противоположные эмоции.

Происхождение эффекта Кулешова

эффект кулешова примеры

Лев Владимирович исследовал процесс кинопроизводства в числе первых. Он начал снимать на камеру и создавать уникальные документальные ленты еще в 1917 году, в период течения Гражданской войны. Запечатлевал революцию, боевые действия. По окончанию ведения кинохроники с фронта Кулешов открыл мастерскую при Госкиношколе. Он и сам учился, и помогал студентам осваивать различные монтажные техники.

Лев Владимирович — основатель и первый педагог ВГИКа, сочинил ряд теоретических и практических пособий по киноискусству, автор учебника по основам кинорежиссуры.

В процессе преподавания к Кулешову пришла идея — продемонстрировать, как эмоции персонажа будут трактоваться зрителем в зависимости от последовательности кадров. Он хотел проиллюстрировать этот момент, для чего организовал практический эксперимент. Для демонстрации педагог осуществил подготовительную съемку. Он затеял создать три кадра: ребенка в гробу, тарелки супа и симпатичной девушки на диване. Отдельно снял крупным планом лицо актера. Подопытным выступил Иван Мозжухин. Он не выражал определенных эмоций, а находился в статичном и нейтральном положении. После отснятого материала преподаватель составил из них миниатюры (последовательности с лицом актера с каждым из трех разных планов) и поинтересовался у коллег, что, по их мнению, испытывает герой.

эффект кулешова в кино

В результате были получены независимые, но при этом схожие между собой ответы — реакции членов эксперимента. Первый фрагмент содержал кадр ребенка в гробу. Испытуемые решили, что актер выражает грусть и скорбь. На втором фрагменте изображена тарелка с супом. Аудитория посчитала, что персонаж голоден. Третий кадр демонстрировал красавицу на диване, и зрители трактовали эмоции героя как влечение.

Примечательно, что мужчина-актер абсолютно ничего не выражал. Идентичное лицо показано в начальном и в конечном кадре, только средний включал три разных события. Но люди считали эмоции героя за него, испытав аналогичные и приписав их человеку с экрана. Возник эффект переноса своих переживаний на персонажа с кадров. А для кинематографа это означало появление приема, согласно которому можно создавать ожидаемую от зрителя реакцию. Все зависит от контекста и последовательности предъявляемых кадров.

Лев Владимирович учил, что каждый включенный в ленту кадр обязан быть связан контекстом, служить предпосылкой для следующих. А для предшествующих быть результатом. Все сцены должны быть оправданы их необходимостью и взаимосвязями.

Альфред Хичкок и эффект Кулешова

эффект кулешова альфреда хичкока

В фильмах Хичкока эффект Кулешова раскрывается по-своему. Мастер усовершенствовал идею и выдвинул свою концепцию, где выделил три главных элемента: крупный план, кадр-реакцию (для детального погружения в мысли и чувства персонажа) и субъективную камеру.

Альфред в 1964 году рассказывал о теории монтажа, приведя доводы-примеры в виде двух запечатленных видеокадров. На первом из них крупным планом представлен сам режиссер, не выражающий эмоций. На втором подан субъективный взгляд на даму с ребенком. Чувств первого героя не видно, потому предлагается следующий — кадр-реакция, на котором персонаж (Хичкок) улыбается. Зритель считывает улыбку как добрый посыл, решив, что он — хороший человек. Но если поменять кадр матери с сыном на красавицу в бикини, то вывод смотрящего будет совершенно иным: мужчина на экране — старый извращенец.

эффект кулешова хичкок

Его концепция имеет название pure cinemа.

Как использовать эффект Кулешова в кино?

В современном кинопроизводстве он тоже отлично работает, и существуют рекомендации по использованию приема.

Например, на этапе сценария следует расписать побольше реакций героям. Они должны чаще и ярче реагировать на реплики партнера, выделяя в них значимые мысли и моменты в переживаниях для персонажа. В диалогах раскрываются взгляды человека, а параллельно он может вспомнить нечто важное для себя. Это стоит прописать и указать отдельно, выделить как для актера, так и для монтажера.

Крупный план — отличная находка для режиссера в процессе съемок. Он наилучшим образом отображает эмоции и глубокие переживания персонажа. Фокусируясь на его лице, зритель лучше и точнее проникает во внутренний мир героя. Он сочувствует и приобретает тесную связь с происходящим. А у актера появляется возможность раскрыть и передать всю палитру эмоций.

эффект кулешова видео

При помощи грамотно проведенного монтажа можно понять, как зритель воспримет и усвоит картину. А также увидеть, как относится к ней режиссер.

Еще одним примером применения эффекта Кулешова будет подчеркивание эмоций героев уже на пост-продакшене. У монтажера есть разные варианты крупных планов и кадров с реакциями персонажей, ему остается использовать специальные приемы и усилить эффект от сцены, по-разному передать ее настроение, подчеркнуть или, наоборот, приглушить на фоне остальных сцен.

Почему эффект Кулешова все еще важен

Эксперимент произошел в свое время как революция — ворвался и предопределил дальнейшее будущее кинематографа. Он придал значение правильному расположению кадров. Отлично подобранное освещение, правдоподобные декорации, идеально соответствующие атмосфере и эпохе костюмы, перформанс актеров — ничто из этого не «спасет» эпизод или всю ленту целиком, если последовательность кадров будет нарушена. У фильма появится совершенно другой смысл, не заложенный авторами.

географический эффект кулешова

Приемы, показанные Львом Владимировичем, являются важным напоминанием режиссеру и монтажеру о значимости контекста и места в сцене, когда появляется лицо актера. Это определяет восприятие момента зрителем.

На стадии монтажа создается «магия кино». Это не просто соединение разных кусков воедино. А бережное составление композиции из кадров и ракурсов. На этом этапе вычленяется смысл кинокартины, осуществляется манипуляция зрительскими реакциями и восприятием. Достигается необходимый эффект сопричастности, с которым связан и успех фильма у аудитории. Кадр-реакция, крупный план кажутся простыми, но они работают.

эффект монтажа кулешова

Монтаж исходит из идеи, темы и содержания. Задача монтажера — правильно это донести и передать в доступной для зрителя форме, применяя для этого те или иные приемы и средства.


Кстати, у нас есть канал в Яндекс.Дзен. Там мы публикуем новости о кино и сериалах, подборки и интересные кадры со съемок.
Подпишись, чтобы читать эти материалы в числе первых!

СОХРАНИТЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: