15 фильмов про лихие 90-е, которые вернут вас в прошлое

Лихие 90-е стали тяжелым периодом для жителей всех стран бывшего СССР. Экономический кризис, распад страны, полное непонимание того, куда двигаться дальше, падение идеалов и отсутствие новых сформировали новое искусство, в том числе кинематографическое.

Новому времени требовались новые герои, и они появились – новые русские в малиновых пиджаках, новые хозяева жизни. Смешные, нелепые, страшные. Кинематограф того периода довольно специфичен: в силу отсутствия бюджета снималось много фильмов, не требующих больших денежных вливаний. Многие из них уже стали классикой российского кинематографа и настоящим портретом той странной эпохи.

Все будет хорошо (1995 год)

Все будет хорошо

Герои фильма все еще живут так, как привыкли: безнадежное, убогое общежитие, приевшийся быт, серые будни. Многие из них давно смирились с тем, что им никогда не решить жилищный вопрос, не изменить свою жизнь. Как луч света в темном царстве, в этой безнадеге появляются миллионер Константин и его сын Петр. Фильм использует традиционный для того времени прием: некоторым персонажам удается выбраться в лучшую жизнь с помощью «принца», свалившегося, как снег на голову. Отсутствие должного финансирования сказалось на работе оператора и на подборе актеров младшего поколения. Но старшее поколение актеров спасает ситуацию, а жизнерадостный финал позволяет закрыть глаза на огрехи картины и кажущиеся смешными атрибуты «красивой жизни».

Ты у меня одна (1993 год)

Ты у меня одна (1993)

Еще один типичный портрет эпохи. Главный герой, бывший боксер, вынужден трудиться на двух работах, чтобы свести концы с концами и прокормить семью. Лучом света в темном царстве выступает женщина, влюбленная в него с юных лет. Она добилась успехов за границей и соблазняет героя красивой жизнью. Перед ним дилемма: новая беззаботная жизнь или верность семье. Типично также представление бывшего советского человека об Америке – волшебной стране, где сбываются мечты. Кино получилось трогательным и ностальгическим, отсылающим к беззаботным школьным временам и первой любви.

Перекресток (1998 год)

В этой картине Америка снова выступает волшебной страной, где возможно все. По крайней мере, такой она видится зрителям и главному герою, времена славы которого давно позади. Когда-то он гастролировал по всей стране, но страны больше нет, как и былой славы. Единственный способ вырваться из серости, бедности и случайных подработок – попасть в Америку. Но для этого нужна виза. Создатели фильма ловко сплетают мечту человека 90-х о лучшей жизни за границей с романтической историей. Фильм особенно украшает музыка Андрея Макаревича и хорошие актерские работы актеров «старого эшелона».

Брат (1997 год)

Культовый фильм целого поколения, сделавший Бодрова младшего суперзвездой и любимцем миллионов. Фильм напрочь лишен обычных для 90-х штампов, мелодраматических сюжетных ходов, уповании на чудо, которое внезапно сделает жизнь лучше. Поиски нового смысла, новых авторитетов как нельзя лучше характеризует фраза главного героя – «в чем сила, брат?». Герои фильма – продукты эпохи, а фильм – иллюстрация фразы про лихие 90-е. Беспредел, вымогательство, наемные убийцы.

Героями нового времени становятся преступники, порядочность – непростительная слабость, честность – признак «лоха». Фильм насыщен действием, жестокостью и хорошей музыкой. Смотрится до сих пор невероятно свежо и интересно.

Брат 2 (2000 год)

Редкий случай, когда сиквел не уступает первому фильму. Данила, главный герой первого фильма, отправляется в США, и зрители наконец видят страну мечты глазами советского человека. Мечта, конечно, оказывается не такой уж замечательной. Герой вершит правосудие, но на свой лад. Получился зрелищный, яркий, также ставший культовым фильм, который увлекательно смотрится и в наши дни.

Страна глухих (1998 год)

Еще один лишенный штампов, при этом честный и необычный фильм. Волею судьбы главная героиня картины, Рита, оказывается в среде глухих людей. Более того, одна из них, Яя, становится ее подругой и выручает в трудной ситуации, дает Рите приют. На самом деле название фильма – это аллегория. Глухие в этой стране не те, кто не слышит, а те, кто не умеет слушать. Несмотря на отсутствие слуха, Яя как раз слушать умеет. Фильм подкупает нежными, трогательными отношениями двух подруг, более напоминающих отношения матери и дочери, чем равных.

Сирота казанская (1997 год)

Действие жизнеутверждающей комедии Владимира Машкова по большому счету могло бы происходить где угодно (вспомнить хотя бы мюзикл «Мамма миа»). Девушка по имени Настя не знает, кем был ее отец. Она располагает лишь несколькими фактами. Опубликовав письмо в газете, она получает ответ от сразу трех потенциальных кандидатов, с которыми Насте и ее жениху предстоит встретить новый год. Забавный сюжет, мягкий юмор и прекрасная игра актеров старшего поколения, Валентина Гафта, Льва Дурова и Олега Табакова, делают фильм незабываемым и дарят самые позитивные эмоции.

Бедная Саша (1997 год)

Новогодняя комедия не избежала веяний 90-х: в картине есть мафия, общак, похищение с требованием выкупа, а главный герой отсидел срок. Впрочем, это лишь антураж. На самом же деле это замечательная романтическая комедия о девочке, которая всеми силами пытается привлечь внимание вечно занятой матери. Для этого она подряжает грабителя, проникшего в их дом, ограбить банк, которым заправляет мать. Результат закономерен для любой романтической комедии – банкирша влюбляется в совершенно неподходящего ей человека, да и он не остается равнодушным. В фильме достаточно юмора, хорошей музыки и трогательных моментов. Он на протяжении многих лет остается любимым новогодним фильмов многих российских зрителей.

Жмурки (2005 год)

Снятый в начале 2000-х годов, фильм задорно издевается (на самом деле лишь слегка приукрашая) над атрибутами крутого парня 90-х: первыми гигантскими мобилками, стоившими, как крыло самолета, малиновыми пиджаками, цепями «с атлетом». Главные персонажи – бандиты, делающие работу для своего босса, контролирующего наркоторговлю. Убийства конкурентов и мешающих боссу людей давно стали для них привычными. Фильм понравился в основном тем, кто ностальгировал за 90-ми, но в начале 2000 пародия на мир «братков» смотрелась несколько устаревшей. Но все актеры достойно справились с поставленной задачей, да и финал скорее грустный, чем смешной.

Кто, если не мы (1998 год)

Грустный фильм о подростках 90-х, снятый Валерием Приемыховым, который выступил также сценаристом и снялся в одной из главных ролей. Двое мальчишек из небогатых семей пытаются заработать любыми способами и неизбежно скатываются в криминал. Один оказывается в колонии, другой остается на свободе. Резкое разделение на бедных и богатых пока было в новинку для бывшего советского общества, но режиссер тонко подметил начинающуюся тенденцию и подчеркнул ее, как одну из основных будущих проблем постсоветского пространства. Юные актеры прекрасно справились со своими ролями. Простой, но искренний фильм хорошо смотрится и сейчас.

Настя (1993 год)

Забавная мелодрама с прямым, как палка, посылом – важна лишь внутренняя красота. Настя трудится в магазине, искренне полагает себя некрасивой (хотя это, конечно, не так) и мечтает стать красавицей. Ее желание сбывается магическим образом – она встречает фею-волшебницу, которая за добрые поступки вознаграждает Настю идеальной (по меркам 90-х) внешностью. Впрочем, это девушке никак не помогает в жизни. Фильм вполне отражает дух эпохи – перебои со светом, проблемы с работой, всеобщая разруха. Но это парадоксально не создает ощущения «чернухи» и мрачности. Фильм привлекает мягким юмором и приятной атмосферой. Его портит лишь полное неумение Ирины Марковой (Настя-красавица) изображать какие-либо эмоции.

Ширли-мырли (1995 год)

Комедия-фарс с совершенно безумным сюжетом, где фигурируют огромный алмаз, разлученные в детстве близнецы (в количестве), русская мафия, цыгане, депутаты и даже сам Президент. Сюжетные твисты абсолютно сюрреалистичны, поэтому просмотр требует определенного настроя. В ролях засветилось множество известных актеров, в том числе и «старой гвардии». Многие зрители и в наше время считают картину одной из лучших отечественных комедий и с удовольствием пересматривают.

Дети понедельника (1997 год)

Типичная романтическая комедия эпохи очень полюбилась зрителям. Время возможностей, бандитов и кредитов многие использовали, чтобы обогатиться. Но главному герою фильма, предпринимателю Медякину, не повезло. Ему приходится бежать в деревню, спасая свою шкуру. Там он выясняет, что деньги – не главное, есть еще много простых человеческих радостей. Например, встреча с первой любовью. Добрый и наивный, фильм лишен чернухи и безнадеги тех лет, пронизывающих многие другие фильмы.

Не валяй дурака… (1997 год)

Еще одна комедия абсурда с хорошими актерами. В реальной жизни тяжело вообразить сюжет, в котором американская подлодка (даже в 90-е!) приплывает в Россию, чтобы собрать информацию о месторождении алмазов. Сюжетный ход с бочкой со спиртом в качестве отвлекающего маневра очень смешной и говорит о прекрасной самоиронии русского народа. В фильме много смешных моментов, а сюжетная линия не устарела по сей день, ведь тема «загадочной русской души» неисчерпаема.

Орел и решка (1995 год)

Мелодрама с элементами комедии, экранизация повести Владимира Маканина «На первом дыхании». Теглайном картины вполне могла бы стать строка из Шекспира «она его за муки полюбила, а он ее – за состраданье к ним». На протяжении всего фильма главный герой, Олег Чагин, пытается вернуть любовь женщины, которая вышла замуж за другого. Он готов пожертвовать чем угодно, жить в бедности и вкалывать, как проклятый. Дама, естественно, его усилий не замечает, как он сам не замечает прекрасную женщину прямо под носом. Из веяний времени тут разве что «новый русский» в исполнении Ярмольника. В целом же картина смотрится совершенно современно.


Кстати, у нас есть канал в Яндекс.Дзен. Там мы публикуем новости о кино и сериалах, подборки и интересные кадры со съемок.
Подпишись, чтобы читать эти материалы в числе первых!

СОХРАНИТЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: