Кино Израиля — это не просто локальный феномен, а мощный культурный пласт, в котором удивительным образом сочетаются личные и коллективные травмы, история и религия, юмор и горечь, политика и чувства. За последние двадцать лет кинематограф этой страны пережил настоящий подъем. Израильские фильмы стали участниками крупнейших мировых фестивалей, а отдельные режиссёры и актёры получили признание во всём мире. Ниже — ключевые ленты этой «золотой эпохи».
Поздняя женитьба
6.7/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссер: Довер Кошашвили (2001)
Фильм, с которого принято отсчитывать новую эру израильского кино. Это пронзительная драма с элементами комедии о борьбе между долгом и личным выбором. Заза, главный герой, — 31-летний грузинский еврей, который всё ещё не женат, несмотря на давление традиционной семьи. Он скрывает роман с разведённой женщиной старше себя, у которой есть ребёнок. Когда правда всплывает, начинается настоящая борьба не только за любовь, но и за право быть собой в обществе, где многое решают обычаи и родительские ожидания.
Ироничная, честная, болезненная и невероятно живая картина, «Поздняя женитьба» подарила израильскому кино новое лицо, показав, что локальные истории могут быть универсальными.
Визит оркестра
7.2/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссер: Эран Колирин (2007)
Тихий, поэтичный фильм, в котором почти ничего не происходит — но именно в этой «ничегонепроисходности» заключена его магия. Египетский оркестр по ошибке приезжает в провинциальный израильский городок. Между гостями и местными жителями нет общей культуры, языка, привычек. Но за один вечер им удаётся узнать друг друга лучше, чем порой узнают за целую жизнь.
Фильм — о хрупкости человеческих связей, о том, как одиночество и тоска не знают границ и национальностей. Настоящее кино «между строк», где важны не только слова, но и молчание.
Обмен
5.5/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссер: Эран Колирин (2011)
Израильский фильм о незаметном внутреннем кризисе. Одед — человек с идеальной жизнью: работа, жена, дом, рутина. Но именно рутина начинает давить и разрушать его. Он начинает испытывать отстранение от самого себя, своей жизни, окружения. Это психологическая драма в духе Франца Кафки, где герой буквально растворяется в повседневности, теряя связь с собой.
«Обмен» — тонкое, умное и тревожное кино о современных неврозах и экзистенциальной пустоте.
Воспитательница
6.7/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссер: Надав Лапид (2014)
Главная героиня — воспитательница детского сада, которая обнаруживает, что один из её подопечных сочиняет невероятно глубокие стихи. Она убеждена: он гений. Но как сохранить чистоту таланта в мире, где поэзия никому не нужна? На фоне социального равнодушия она решает взять судьбу мальчика в свои руки — но её методы постепенно становятся всё более спорными.
Картина поднимает вопросы власти, воспитания, искусства и границ допустимого. Один из самых необычных и обсуждаемых израильских фильмов десятилетия.
Фокстрот
7.0/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссер: Самуэль Маоз (2017)
Одна из самых мощных антивоенных картин в израильском кино. Родителям солдата сообщают о его гибели, а затем… выясняется, что это была ошибка. Но главное не в этом, а в том, как армия, государство, общество и личная боль сплетаются в замкнутый круг, из которого нет выхода.
Маоз разбивает картину на три части, каждая из которых — самостоятельное кинопроизведение. Визуально завораживающий и философски насыщенный, «Фокстрот» — это не просто фильм, а кинопритча.
Заполнить пустоту
6.8/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссер: Рама Бурштейн (2012)
История молодой девушки Ширы, которой предстоит выйти замуж за вдовца своей покойной сестры, чтобы сохранить ребёнка в семье. Фильм погружает зрителя в закрытую общину ультраортодоксальных иудеев, где каждая эмоция, каждый выбор подчинён традиции.
«Заполнить пустоту» — редкий пример, когда религиозный мир изображён с уважением, но без идеализации. Камерная, тихая и очень человечная драма о жертве, долге и зарождающейся любви.
Гет
7.3/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссеры: Ронит и Шломи Элькабец (2014)
Финал трилогии о Вивиан Амсалем — женщине, которая борется за право развестись. По законам еврейского раввината муж может отказаться дать жене «гет» — разводную грамоту — и держать её в браке годами.
Фильм происходит почти полностью в стенах зала суда и превращается в мощную психологическую драму о борьбе с системой, о достоинстве и свободе. Ронит Элькабец, сыгравшая главную роль, выдает одно из самых сильных актёрских исполнений в израильском кино.
Мое сокровище
6.3/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссер: Керен Едайя (2004)
Ор — подросток, который вынужден заботиться о матери-проститутке. Девочка всеми силами старается спасти мать, мечтая о другой жизни. Но чем сильнее её усилия, тем ближе она сама оказывается к повторению судьбы матери.
Это тяжёлый, честный и невероятно эмоциональный фильм, ставший одним из главных дебютов на Каннском фестивале. Социальное кино высшего уровня, достойное сравнения с лучшими работами Дарденнов.
Вальс с Баширом
7.6/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссер: Ари Фольман (2008)
Анимационная документальная исповедь о Ливанской войне 1982 года. Режиссёр, бывший солдат, пытается восстановить свою память о военных событиях, особенно о резне в Сабре и Шатиле.
Кино сочетает в себе психологический триллер, философский трактат и трагедию. Уникальный случай, когда анимация стала лучшей формой для рассказа о реальных ужасах. Один из самых известных и признанных израильских фильмов на международной арене.
Примечание
6.8/10 Рейтинг КиноПоиск
Режиссер: Йосеф Седар (2011)
Отец и сын — выдающиеся учёные, посвятившие жизнь изучению Талмуда. Но когда случайная ошибка ставит под угрозу их отношения, возникает настоящий драматический конфликт.
Фильм невероятно умный, ироничный, с тонким юмором и филигранной режиссурой. «Примечание» — это и сатирическая история об академической среде, и мощная семейная драма. Номинация на «Оскар» и приз за лучший сценарий в Каннах — лишь верхушка айсберга его заслуг.
Кстати, у нас есть канал в Яндекс.Дзен. Там мы публикуем новости о кино и сериалах, подборки и интересные кадры со съемок.
Подпишись, чтобы читать эти материалы в числе первых!